Ликбез. Омиксные технологии

О том, что такое омиксные технологии, где их используют и зачем они нужны «МедНовостям» рассказал онколог Геннадий Рабаев.

Что такое омиксные технологии?

Омиксные технологии – целый комплекс самых современных технологий, включающий геномику, транскриптомику, протеомику и метаболомику. Благодаря достижениям в биологии, молекулярной генетике и биоинформатике и использованию омиксных технологий стало возможно изучать организм и его части на самых разных уровнях, начиная с наиболее глубокого – уровня ДНК. Теперь можно обнаружить те или иные мутации в ДНК, выяснить, как они влияют на экспрессию генов и продукцию белков, а также как эти белки взаимодействуют между собой в дальнейшем.

Для чего нужно все это выяснять?

Использовать эти данные можно, например, при борьбе с опухолями. Секвенирование генома (а оно становится все более и более доступным) поможет обнаружить те или иные мутации, присутствующие в раковых клетках. Они могут влиять на активность генов, увеличивая или подавляя ее. В результате в клетках меняется концентрация определенного белка. Для того, чтобы нормализовать ее, необходимы специальные препараты, ингибирующие или, наоборот, стимулирующие выработку белка. Подобрать их можно, основываясь на результатах секвенирования.

Лечение перестает быть одинаковым для всех, а становится более персонализированным, врач может назначить пациенту препарат, который действительно ему подходит, а не тот, который рекомендован в стандартном протоколе лечения.

Стандартные протоколы не всегда помогают. Почему?

Дело в том, что рак – комплексное заболевание. Каждая опухоль уникальна: на работу генов влияют не только мутации, но и, например, эпигенетические факторы, влияющие на экспрессию, но не затрагивающие структуру ДНК. Омиксные технологии помогают полностью охарактеризовать опухолевые клетки, сравнить информацию об обнаруженных биомаркерах с той, что хранится в базах данных (там содержится информация как о различных опухолях, так и о клетках нормальных тканей). Терапия в этом случае будет подбираться индивидуально и скорее всего она окажется более эффективной, чем назначение схемы лечения без учета этих данных.

Омиксные технологии уже используются в клинической практике?

Да, такие технологии применяются. На их основе были разработаны диагностические тесты, например, система MammaPrint, позволяющая определить риск развития метастазирования рака молочной железы. По результатам теста врачи определяют, необходимо ли назначение химиотерапии и окажется ли она эффективной, либо можно обойтись лишь гормональной терапией. Эффективность использования таких тестов была подтверждена клиническими испытаниями.

Все больше применяются интегральные мультиплатформенные тесты, позволяющие создавать молекулярный паспорт опухоли с использованием как обычной биопсии, так и недавно появившейся жидкостной, предполагающей поиск и анализ биомаркеров в крови. Это позволяет оценивать динамику лечения и при необходимости менять выбранную тактику борьбы с заболеванием.

Это дорого? А в России омиксные технологии есть?

Назвать дешевыми такие тесты, конечно, нельзя, сейчас они стоят довольно дорого. Но технологии стремительно развиваются и скрининговые системы становятся все более доступными.

Сейчас омиксные технологии начинают применяться и в России. Конечно, для того, чтобы прочно внедрить их в клиническую практику, необходим комплексный подход, взаимодействие самых разных специалистов – онкологов, молекулярных генетиков, биоинформатиков. Омиксные технологии можно и нужно использовать наряду с диагностическими методами, которые уже используются в онкологии, начиная с беседы с пациентов и заканчивая биопсией.

Больше обо всем этом можно будет узнать из образовательного курса «Омиксные технологии в клинической онкологии», который пройдет в ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева в Москве с 10 по 14 сентября 2016 года. За видеотрансляцией можно будет следить тут с 10 сентября.