Новая тест-система позволила найти лекарство для лечения редкой опухоли мозга

Исследовательская группа из Онкологического центра при Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins Kimmel Cancer Center) разработала новую систему для поиска новых противоопухолевых препаратов и оценки их эффективности. С ее помощью ученые надеются обнаружить лекарства, способные справиться с медуллобластомой и другими редкими формами рака, которые сложно поддаются лечению.

Исследователям удалось превратить человеческие стволовые клетки в клетки медуллобластомы – агрессивной и редкой опухоли головного мозга, встречающейся у детей. Такая модель гораздо удобнее, чем мышиные клетки, которые часто используются в подобных экспериментах – используя их, авторы смогут оценить эффективность тех или иных препаратов, предназначенных для борьбы с опухолью.

Обычно для лечения медуллобластомы используют комбинацию лучевой терапии и химиопрепаратов. Одна из форм заболевания, к которой относится около трети случаев, наиболее сложно поддается терапии: выживаемость составляет 30-40%.

Эрик Раабе (Eric Raabe) поясняет, что при скрининге лекарств, которые способны справиться с тем или иным заболеванием, ученые обычно пользуются масштабными базами данных о генетических профилях клеток разных опухолей. Впрочем, он подчеркнул, что в таких базах, как правило, нет информации о редких типах опухолей.

Клетки, которые ученым удалось получить из стволовых, обладали всеми свойствами, характерными для клеток медуллобластомы. Авторы смогли проверить большое количество препаратов и выяснили, что наиболее эффективными при лечении редкой формы медуллобластомы являются ингибиторы циклинкиназ. Палбоциклиб и другие препараты, входящие в эту группу, сейчас первую фазу клинических испытаний – лекарства испытывают на детях с различными опухолями мозга.

В экспериментах на клетках такие лекарства замедлили опухолевый рост в два раза и в три раза увеличили уровень апоптоза раковых клеток. Выживаемость мышей с медуллобластомой редкого типа также выросла. Ученые надеются найти и другие лекарства, способные бороться с редкими формами рака.